Возрастные этапы и их потенциальные дары
Жизнь взрослого человека отнюдь не является ровной дорогой. Изменения в нашей жизни постоянны и предсказуемы, и это непреложный факт, который часто выпадает из внимания в захватывающей нас повседневной текучке. И тогда любая закономерная перемена воспринимается как неприятная неожиданность, а иногда и как катастрофа…
А если человек воспринимает свою личность не как механизм, сформировавшийся по окончании детства, а как процесс развития, то жизнь в 25 или 30 лет или при переходе в средний возраст будет интригующей, обещающей сюрпризы и радости открытия.
Особенно хорошо это понимают мистики и поэты. Шекспир писал о том, что человек при жизни проходит 7 ступеней (монолог “Все ступени мира” в пьесе “Как вам это понравится”). За много веков до Шекспира в индуистских трактатах были описаны 4 определенных состояния человека, 4 ступени жизни, каждая из которых вызывает последующую: 1) обучающийся; 2) владелец дома; 3) уединенная жизнь; 4) завершающая ступень, на которой “человек равнодушен ко всему и ничего уже не хочет”.
Естественно и многие другие исследователи, которых интересовала человеческая жизнь, – психологи, философы, социологи, культурологи, духовные учителя – отследили эти закономерные этапы. В данном случае, я обрисую некую ретроспективу, представлю мозаику из их наблюдений, концепций с опорой на свой жизненный опыт и свои наблюдения. В чем-то эти концепции могут расходиться, в чем-то будут похожи, в чем-то очень дополняют друг друга.
Из современных исследований на эту тему более всего известна концепция жизненного цикла Э. Эриксона. Он создал схему, показывающую, как последовательно разворачивается жизнь. Каждая ступень заканчивается кризисом. Причем “кризис” он рассматривает не как катастрофу, а как переломный момент, период, связанный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Эриксон осторожно отметил, что не рассматривает всё развитие человека как серию кризисов.
Однако он считал, что развитие личности происходит в процессе прохождения через критические точки, так называемые точки бифуркации на языке системного подхода, иначе говоря, это точки ветвления вариантов развития, как в песне у А. Макаревича: «Перекресток семи дорог, вот и я…». В этих “критических точках” происходит выбор пути, они характеризуют моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений, т.е. решений, выводящих на новый уровень, в новое качество, или отбрасывающих назад, ведущих к деградации. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, получая будущее несколько лучше или несколько хуже, но в любом случае измененное.
Следует также отметить, что в переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в 4-х измерениях. 1-е измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. 2-е измерение: чувство безопасности и опасности. 3-е измерение: наше восприятие времени — достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку. 4-е измерение: ощущение физиологических изменений. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Эриксон описал 4 ступени зрелости. Он определил центральный вопрос развития в каждый период как основу, которую личность может обрести или потерять. На первой ступени зрелости в подростково-юношеском возрасте, где-то от 12 до 19 лет, главным вопросом является жизненное самоопределение – «кем быть?», «каким быть?», активное экспериментирование, формирование мировоззрения, пробование себя в различных ролях.
А альтернативой решения этих вопросов может стать неопределенность в себе и в жизни, путаница в моральных и мировоззренческих установках, ролях… В случае успешного прохождения этого этапа у человека формируется такое качество как Верность, в первую очередь себе… Главным вопросом на второй ступени зрелости в возрасте от 20 до 25 лет является интимность (близость), удовлетворенность личной жизнью, а альтернативой этому – избегание людей, близких, интимных отношений, неразборчивость в отношениях. Опять же в случае успешного прохождения этапа формируется такое качество как Любовь. Ключевым вопросом на третьей ступени зрелости (возраст от 26 до 64 лет) является продуктивность, производительность, творчество, процесс, при котором индивидуум становится творческой личностью в новом смысле, принимая на себя определенные добровольные обязательства. Другой вариант проживания этого этапа – застой, непродуктивность, эгоцентризм. При успешном же прохождении этапа формируются такие качества как Ответственность и Забота. И, наконец, на четвертой ступени зрелости (от 65 лет и до конца жизни) главным вопросом является цельность, ощущение полноты и полезности прожитой жизни, понимание, что смерть не страшна. Альтернатива этому – отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, страх смерти. Успешное прохождение этого этапа также подразумевает формирование такого качества как Мудрость.
Человек продвигается с одного этапа на следующий лишь в том случае, если начинает работать над решением новой задачи развития и создает новую структуру своей жизни.
Согласно наблюдениям, ни одна структура не может оставаться неизменной больше 7-8 лет.
Другой исследователь, являющийся в то же время Мастером духовной традиции, Игорь Калинаускас говорит о трёх наиболее типичных кризисах смысла жизни у человека: подростковом — в 13-14 лет, личностном — в 25-27 лет, сущностном — в 37- 40 лет.
Почему именно эти периоды? В подростковом возрасте происходит перестройка всего организма и психики, выключается механизм жизни за счет поглощения, и человек начинает жить на своей энергии, реализуя свою индивидуальность, свои телесные потребности. Базальная программа периода – реализация биологической программы, поиск партнера и продолжение рода. В этом возрасте больше всего внимания уделяется утверждению своей неповторимости, уникальности.
В 25-27 лет механизм индивидуальности выключается, и источником энергии становится личность, т.е. начинают доминировать сознание и социальные потребности. Базальная программа — обеспечить социальную территорию, добиться определенного социального положения, профессиональной реализации.
В 37-40 лет личность как источник энергии выключается, таким образом источником ее становится сущность человека или душа. В этот период постепенно угасает мотивация достижения, и человек переориентируется на смысл, на духовные ценности, возникает так называемое «томление духа». Это период реализации высших потребностей, то, что А.Маслоу назвал самоактуализацией. Недаром же во многих духовных школах начинали серьезно обучать с 35 лет.
Интересными также являются наблюдения многих социальных психологов и социологов о некоторых заметных возрастах в нашей жизни. Позволю себе привести здесь эти описания с включением и своих наблюдений.
Что я хочу в двадцать лет.
В этот период мы сталкиваемся с вопросом, как удержаться во взрослом мире. Наше внимание полностью переключается на исследование внешней ситуации и себя в ней: “Кто я здесь? Где правда?”. Затухает внутренняя борьба юношеских противоречий: “Как мне воплотить мои мечты? Какой путь выбрать для начала? В какую сторону пойти? Кто может мне помочь? Как добиться цели?”
В этот наиболее продолжительный и стабильный (по сравнению с переходом к нему) период перед человеком встают большие и трудные задачи. Представление об осуществлении мечты наполняет жизненной энергией и надеждой, дает возможность подготовиться к основному делу жизни, найти наставника, создать интимные отношения, и все это происходит в определенной последовательности. Первая пробная структура, которую мы создали, испытывается жизнью.
Одно из типичных заблуждений двадцатилетних – внутреннее убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным. Это в большинстве случаев неверно. Изменения в выборе не только возможны, но, зачастую, и неизбежны.
Здесь может сработать один из двух импульсов. Под воздействием первого импульса возникает желание построить прочную безопасную структуру на будущее и готовность принять на себя высокие обязательства. Однако люди, принявшие уже готовую форму, не анализируя ситуацию, вероятно, чувствуют себя словно взаперти.
Второй импульс побуждает изучать и экспериментировать, сохраняя динамичную, легко меняющуюся структуру. Он охватывает людей, которые в экстремальных условиях, столкнувшись с трудностями, мечутся с одной работы на другую, растрачивая свои двадцать лет в затянувшемся переходном периоде.
Хотя выбор двадцатилетних не окончателен, он все равно включает ту или иную жизненные модели. Некоторые ведут скрытный образ жизни, другие живут одним днем, третьи заботятся о ком-то, и так далее. Каждый человек, проходя все жизненные периоды, сталкивается с отдельными элементами различных моделей жизни и испытывает их влияние.
Одолеваемые иллюзиями и верой в силу воли, мы в двадцать лет часто полагаем, что наш выбор есть единственно правильный курс в жизни. Мы хмуримся и выражаем недовольство при малейшем намеке на то, что похожи на своих родителей. Мы готовы согласиться с тем, что двадцать лет родительского воспитания находят отражение в наших реальных действиях и отношениях. Но наш девиз гласит: “Я не такой. Я совсем другой”.
Когда «стукнуло» тридцать.
Приближаясь к тридцатилетию, мы начинаем ощущать в себе новые жизненные силы. Многие обвиняют всех и вся в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет, был неудачен, и все сводят к росту карьеры. Может быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетворяет человека. Какой-то внутренний аспект, оставленный без внимания, сейчас пытается проявиться. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесточились. В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис, и человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни.
Появляется стремление зачеркнуть пройденный этап жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные супруги стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство.
Если это не приведет к разводу, то вызовет серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров. Суть этого состояния может быть выражена следующими словами: “Я собираюсь уйти с этой работы. Я здесь уже четыре года. У меня хороший заработок, но нет перспективы. Я чувствую неудовлетворенность. Если я подожду еще немного, то будет слишком поздно принимать решение. Я хочу добиться успеха. Но мысль о том, что я доработаю до шестидесяти лет и меня засосет монотонная однообразная работа, приводит меня то в депрессию, то в бешенство. Это меня стимулирует. При этом семьдесят процентов времени, которое я провожу на работе, я удовлетворен ею. Но получив сумасбродное задание, я говорю себе: “Что я здесь делаю?” Появляется внутреннее ощущение, что я попусту теряю время. Я прилагаю усилия для того, чтобы найти способ принести больше пользы в общее дело. Я говорю: “Вот еще вариант для меня”.
Вместе со стремлением к профессиональному росту у человека возникает и желание изменить что-то в личной жизни. Он хочет еще одного или двух детей. “Мысль о доме стала очень значимой для меня. Дом – это место, где можно скрыться от проблем и отдохнуть. Я не ожидал, что буду так любить свою дочку. Я никогда не смогу жить один”.
Мужчина поглощен мыслями о выработке ключевых решений в жизни, и это доказывает, что в нем происходят изменения, характерные для этого возраста, стремление сосредоточиться на себе. В результате самоанализа он открывает новые грани собственной личности.
С проблемами, присущими этому возрастному периоду, столкнулась и его жена. Она думает получить второе высшее образование, но в то же время хочет иметь еще детей. Если она останется дома, то ей бы хотелось, чтобы муж больше времени уделял семье, а не работе. А вот как он представляет себе отношения с женой: “Я бы не хотел, чтобы меня беспокоили. Это звучит жестко, однако я не хочу думать о том, что она собирается делать на следующей неделе. Поэтому я ей не раз говорил, чтобы она занялась чем-нибудь, предлагал вернуться на прежнюю ее работу и получить более высокую должность или найти новую работу или еще что-нибудь. Надеюсь, она чем-нибудь займется и мне не придется думать о ее проблемах. Я хочу, чтобы она сама принимала решения”.
Вся проблема состоит в том, что он рассматривает это так, как удобно ему, а не ей. Она сразу подмечает, что он, с одной стороны, дает ей право выбора, а с другой – не желает вникать в ее проблемы. В то же время он отказывает ей в праве “быть эгоистичной” и самостоятельно принимать решения для собственного совершенствования. Обоим не хватает взаимности. Вот что период “мне уже тридцать” несет для семьи.
Период после 30-ти.
После тридцати жизнь освобождается от многих условностей, становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем обосновываться в жизни в полном смысле этого слова. Большинство из нас отбрасывают свои старые корни и начинают растить новые. Люди покупают квартиры, дома и всерьез занимаются продвижением по служебной лестнице. Особенно этим озабочены мужчины. Удовлетворение брачным союзом (для тех, кто его сохраняет) несколько снижается по сравнению с высокой ценностью его и представлениями о нем в двадцать лет. Это совпадает с расширением контактов и связей супружеской пары и с более внимательным отношением к своим детям.
Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами.
В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться.
Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами — это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуются этой возможностью, будут искать истину.
Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших мотивов и ценностей, начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю? Чего я действительно хочу в данный момент? Что для меня сейчас важно?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование.
Очень опасно вступать на ненадежный “пешеходный мостик”, ведущий ко второй половине жизни. Мы не можем никого взять с собой в это путешествие в неопределенность. Мы должны преодолеть этот путь одни. Нам больше не нужно ни у кого спрашивать разрешения, потому что мы сами обеспечиваем свою безопасность. Мы сталкиваемся с особенностями нашей натуры, которые до той поры были скрыты.
Следует, наверное, горевать о том, что старое “я” умирает. Принимая наши подавленные и даже нежеланные качества, мы готовимся к внутренней реинтеграции личности, которая является нашей и только нашей — это не какая-то искусственная форма, составленная для того, чтобы ублажить культурные традиции или наших партнеров и друзей. Вначале это темный переход. Но анализируя свои действия, мы вдруг замечаем лучик света и начинаем собирать все заново.
Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может оказаться ее “последним шансом”, и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать.
Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере или создают свое дело. Это “мой последний шанс” вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостаточно быть простым ведущим менеджером, многообещающим художником, дизайнером или писателем, юристом или экономистом, который имеет стабильный средний доход за хорошую работу.
Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. В период этой интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед. Самоанализ, которым человек пренебрег в тридцать пять лет, является решающим в сорок. Каковы бы ни были его достижения, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, отягощенность заботами и считает, что он недостаточно успешен. Он беспокоится о своем здоровье, удивляется: “И это все?” Он может отказаться от хорошо налаженных структур, включая и брак. Все больше мужчин ищут в середине жизни новое дело. Некоторые ломаются. Многие чувствуют, что произошли изменения в направленности энергии, которая до сих пор расходовалась лишь на достижение успеха. В мужчинах проявляется более нежная, чувственная сторона. У них проявляется потребность в развитии этической грани личности.
Период после 45-ти: завершение обновления и новая стабильность или спад и покорность.
Примерно к сорока пяти годам равновесие восстанавливается, появляется чувство стабильности, которое может принести удовлетворение.
Если человек отказался проявить активность в середине жизни, чувство спада перерастет в чувство покорности. Через некоторое время человек, остановившийся в развитии, лишится поддержки и безопасности. Родители становятся детьми. Дети станут отстраненными и отчужденными. Друг уйдет вперед. Карьера превратится просто в работу. И каждое из этих событий будет ощущаться как несостоявшееся. Кризисное состояние вернется где-то к пятидесяти годам. И хотя его удар будет еще мощней, он может подтолкнуть покорного человека среднего возраста к восстановлению жизненных сил.
С другой стороны… Если в эти годы мы найдем новую цель, вокруг которой решим построить подлинную структуру жизни, то они смогут стать лучшими в нашей жизни. Личное счастье помогает тем партнерам, которые принимают себя и другого такими, каковы они есть: “Я не знаю никого, кто бы понял меня лучше”. Родители могут быть прощены за то, что они выполняли свою родительскую функцию как умели и как могли. Дети могут быть отпущены без сожалений. В пятьдесят лет приходит новая теплота и умудренность опытом. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Люди, которые преодолели середину жизни, чаще всего заявляют, что их девиз сейчас: “Не заниматься ерундой”.
И на завершение хотелось бы поговорить о так называемых 7-летних циклах, которые отследили и описали психофизиологи и некоторые психологи. Каждые 7 лет тело и ум претерпевают кризис и меняются. Каждые 7 лет все клетки тела меняются, полностью обновляются. Фактически, если человек живет 70 лет, среднюю продолжительность жизни, его тело умирает и полностью обновляется 10 раз. За семьдесят лет цикл завершается, и если жизнь продолжается, то начинается новый… Вот как эти циклы описывает известный мистик Ошо, опять же с моими включениями.
Итак, в первые семь лет ребенок является центром всего мира. Вся семья движется вокруг него. Любая его потребность удовлетворяется, в противном случае он капризничает, болеет, ноет, ведет себя агрессивно. Семь лет ребенок остается абсолютно эгоистичным, центрированным в себе. Он чувствует себя самодостаточным.
Через семь лет – прорыв. Ребенок больше не центрирован в себе, он движется к другим. Другой становится важным явлением – друзья, компании… Теперь он не настолько погружен в самого себя; его интересует другой, больший мир. Он входит в приключение узнавания, кто такой «другой». Начинается исследование. Он задает много вопросов и подвергает сомнению все, он надоедает этим своим родителям. Он убивает бабочку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, он ломает игрушку, чтобы увидеть, как она устроена, разбивает часы, чтобы посмотреть, что в них тикает и стучит – что происходит внутри? Его начинают интересовать другие дети, но того же пола.
После четырнадцати лет открывается третья дверь. Его больше не интересуют мальчики, девочек больше не интересуют девочки. Именно поэтому любая дружба, случающаяся между семью и четырнадцатью годами, глубже всего. Такие друзья часто остаются друзьями на всю жизнь. Но после четырнадцати лет мальчик не интересуется мальчиками. Если все идет нормально, если он нигде не застрял, он заинтересуется девочками. Четырнадцать лет – это революционный возраст. Секс становится зрелым, человек начинает думать в терминах секса, сексуальные фантазии выходят на первый план во снах.
К двадцати одному году – если все идет нормально, наряду с любовью, молодых людей начинают интересовать амбиции – как преуспеть, как победить в соревновании, как победить в борьбе. Теперь они входят не только в мир природы, но и в мир социума, в рыночную сферу и интересуются всем, что к ней относится – деньгами, статусом, престижем, властью.
Таким образом, с двадцати одного до двадцати восьми лет молодые люди живут достижениями и приключениями.
К двадцати восьми годам, опять же, если все идет правильно (что бывает очень редко, всегда что-то вторгается в естественный ход жизни), люди осознают тот факт, что все желания невозможно удовлетворить. Многих в этот период начинает интересовать больше безопасность и комфорт, чем приключения и амбиции. Они начинают склоняться к оседлой жизни, ищут комфорта, стремятся иметь небольшой счет в банке. Они хотят небольшой, но устроенный дом или квартиру, уютное место жизни, безопасность.
К тридцати пяти годам жизненная энергия достигает критической точки. Круг наполовину завершен, и энергия начинает идти на спад. Теперь человека интересуют только безопасность и комфорт. Теперь он против любых перемен, он – конформист. Он хочет сохранить статус-кво, потому что он устроился, и если что-то изменится, все расстроится.
В этом возрасте человек становится частью традиционного мира. Он против перемен, потому что любая перемена означает, что его собственная жизнь будет потревожена – теперь ему есть что терять. И одновременно с этим у многих возникает смутное чувство, тоска по чему-то возвышенному…
К сорока двум годам, если человек после 35-ти лет вел малоактивный образ жизни, потакал своим слабостям, накопил много вредных привычек, то случаются всевозможные болезни: высокое кровяное давление, излишний вес, сердечные приступы, бессонница, язва желудка… Сорок один год – это одна из самых опасных точек. В возрасте 42-х становится актуальной и важной тема духовности. К. Юнг писал, что всю жизнь он наблюдал, как люди, приходившие к нему в возрасте сорока лет, всегда нуждались в религии, в высших ценностях и смыслах. Если они имели психологические проблемы, страдали неврозом или психозом, им нельзя было помочь, если они не обращались к духовности, Высшей Силе, к религии. И если человек никогда не интересовался религиозными и духовными учениями до этого возраста, никогда не занимался медитацией или чем-либо подобным, то с ним случается величайшая трудность, потому что социум, традиционные общественные установки и ценности не дают никакого дальнейшего пространства, никакой двери, никакого нового измерения.
В сорок два года происходит прорыв. Человеку кажется, что прежней жизни с него довольно, и времени остается не так много. Как теперь достичь Бога, нирваны, просветления? Остается всего двадцать восемь лет… Фактически, многие в этом возрасте становятся детьми в мире духовности и религии. И кажется, что оставшегося времени слишком мало, недостаточно, чтобы достичь таких великих высот – абсолютной свободы от всех прошлых карм. Человек начинает искать гуру, кого-то, кто послужил бы ему проводником. Он принимает посвящение, начинает учить мантру, иногда повторяет ее, снова забывает на несколько дней, снова повторяет… туманный поиск, нащупывание.
К сорока девяти годам поиск становится яснее. Семь лет требуется на то, чтобы поиск стал ясным. Теперь возникает решительность. Человека все меньше и меньше интересуют другие, и если все пошло правильно (а правильно практически никогда не бывает) – в возрасте сорока девяти лет мужчину перестают интересовать женщины. Мужчине не хочется быть сексуальным. Женщину перестают интересовать мужчины – менопауза, сорок девятый год. Как в четырнадцать лет секс возникает, в сорок девять лет он естественно убывает.
Человек естественно поворачивается спиной к активной социальной жизни, амбициям, желаниям и всему остальному. Он начинает двигаться к одиночеству, к тому, чтобы быть самим собой.
В пятьдесят шесть лет снова происходит перемена, революция. Человек должен совсем потерять интерес к другим, к обществу, к социальным формальностям.
В этом возрасте человек должен быть таким зрелым, чтобы высвободиться из всех социальных хитросплетений и связей. Он жил достаточно среди людей, для людей, достаточно многому научился. Теперь он благодарит каждого и уходит из этого.
К шестидесяти трем годам человек снова становится как ребенок, которого интересует только он сам… конечно, очень обогащенным жизнью, очень зрелым, понимающим, с великим разумом. Теперь он снова становится невинным и начинает двигаться все глубже вовнутрь. Осталось только семь лет, он должен подготовиться к смерти и должен быть готов умереть. Умереть в готовности – значит умереть празднично. Умереть счастливо, радостно, умереть с энтузиазмом, приветствуя это. Теперь хочется отдохнуть, хочется прийти домой. Это было просто временным пребыванием. Он бродил в незнакомой стране, жил с незнакомыми людьми, любил незнакомцев и многому научился. Теперь пришло время… Шестьдесят три года это возраст, когда человек становится совершенно погруженным в себя. Вся энергия движется вовнутрь и снова вовнутрь, обращается вовнутрь. Он становится кругом энергии, никуда не идущей. Все более молчаливый, все более становясь самим собой, оставаясь совершенно независимым от всего, что его окружает.
Энергия мало-помалу убывает.
К семидесяти годам человек должен быть готов. И если он следовал естественному ритму, как раз перед смертью – за девять месяцев до смерти – он осознает, что смерть приближается. Как ребенок должен пройти девять месяцев в утробе матери, полностью, неизменно повторяется тот же цикл. Теперь он снова входит в утробу, только эта утроба не в матери, эта утроба – внутри него. В этой последней фазе – девять месяцев – человек входит в себя, его собственное тело становится утробой. Он движется глубоко внутрь себя, к своему внутреннему свету, где находится его храм, где всегда жил бог. И это естественный процесс… И он будет наслаждаться и праздновать, и он скажет людям: «Мой корабль приходит, и я останусь на этом берегу лишь ненадолго. Вскоре я отправлюсь домой. Эта жизнь была красивым, странным опытом. Я любил, учился, многое прожил, я обогащен. Я пришел сюда без ничего, а ухожу с большим опытом, с большой зрелостью».
Из историй про Анаами Бабу:
Анаами Баба умер посреди улицы. Он весь день играл с детьми, а когда стемнело, стали раздаваться крики матерей, зовущих своих чад домой, и дети один за другим покинули улицу. Когда Баба остался один, его глаза заблестели. «О, меня тоже зовут домой» – прошептал он и оставил тело.
Во всех этих переходах есть нечто общее, каждой такой переход обещает нечто новое – новые возможности, новый опыт, и некий дар в результате этого опыта.
При этом если ребенок не прожил хорошо детство, это непрожитое детство войдет в молодость – потому что куда оно денется? Оно должно быть прожито. Если он полностью проживает детство, то становится молодым человеком, красивым, свежим. Он сбросит детство, как змея сбрасывает кожу. У него будет разум молодого человека, он не будет выглядеть инфантильным. Правильно прожитая молодость приводит к укорененной, спокойной и наполненной жизни. Наполненная и спокойная жизнь приводит к духовному исследованию: что такое жизнь, в чем ее смысл? Просто проживать время жизни недостаточно, человек должен проникнуть в тайну. Тихая жизнь в старости приводит к медитативным мгновениям. Медитация приводит к отречению от всего, что теперь стало бесполезным, отжившим. И остается лишь одно, всегда и вечно ценное – и это твоя осознанность…
Поэтому… проживите свои детство и молодость полностью. Проживите секс в нужное для этого время и забудьте о нем, когда это время ушло. Слушайте свою природу – когда природа говорит, что время любить, любите. Когда природа говорит, что время отречься, отрекайтесь. Все, что приходит, должно уйти. Все, что возникает, должно пасть. Каждая волна, которая поднимается, должна исчезнуть.
И тогда вы будете благодарны всему, что случилось, – плохому и хорошему, правильному и неправильному, потому что вы учились из всего. Не только из правильного, но и из неправильного – учились у святых, с которыми сталкивались, учились и у грешников, да, и у них. Все они помогли. Люди, которые грабили вас, тоже помогли, люди, которые помогали, конечно же помогли. Помогли люди, которые были друзьями, помогли люди, которые были врагами, – все помогло. Зима и лето, довольство и голод – помогло все. Человек может быть благодарным всему.
Александр Рой
психолог, тренер, Мастер NLP
Мастер по трансперсональным психотехнологиям
Духовно-психологического центра «ВИЗИОНЕР»
(044) 228-01-90, 050 3042646
icq 463-690-115, www.visioner.com.ua