Персефона - женский архетип
Все началось на семинаре Елены Прончиты Зиминой «Женские архетипы» полтора года назад. Я вытащила свой архетип — Спящая красавица. Что с этим делать и как быть, тогда осталось без ответа, т.к. мы углубились в другое. Сейчас я решила поискать и выяснить, что это за архетип такой:))
Для начала ликбез
Архетип — это коллективное бессознательное (Юнг). Архетипы создают структуру индивидуумов, их психики. Это такая структура, где записан родовой опыт. В зависимости от ситуации срабатывает какой-то архетип, и человек начинает себя вести по определенному сценарию. Сюжеты повторяются во всех сказках, легендах, преданиях народов мира.
Так вот Спящая красавица, она же Мертвая царевна, она же Белоснежка, она же Персефона, она же Прозерпина.
Коротко миф
Персефона-Кора (дева) была дочерью Деметры от Зевса. Она была юной и красивой девушкой и резвилась с другими барышнями на лугу, когда ее похитил царь подземного царства Гадес (Аид). Деметра опечалилась и позабросила все свои земные дела. Людям стало как-то плоховато. Тогда Зевс повелел Персефоне явиться на Землю. Но Гадес перед ее уходом дал ей несколько зернышек граната (своего плода), девушка съела их и с тех пор, она уже не могла навсегда его покинуть. Зевс повелел ей две трети года проводить на Земле с мамой, а треть в Подземном царстве. Вот тогда Персефона становится там царицей. Она правит душами умерших и становится Путеводительницей для путешествующих там. Именно ее мнение решающее, если там происходит что-то необычное. Еще с ее появлением на Земле Деметра ликует, и начинают распускаться листики на деревьях, текут ручьи, появляются цветы. Природа оживает. Приходит весна.
Поэтому Персефону изображают зачастую девой с цветами в руках.
Про сам архетип
Существует три стадии прохождения данного архетипа. Это Девушка Кора, безымянная невеста и Повелительница Царства мертвых Персефона. Некоторые делят на две стадии: Кора — Персефона.
На стадии Коры женщина, как ребенок: девушка, которая живет с мамой, не отвечает ни за что и делает, что ей хочется, она все пробует. Мама ругается, тогда она прислушивается к маме. Это отношения типа «маменькина дочка». Эту стадию еще сравнивают с внутренним ребенком. Девиз: «Мама знает лучше!» (прям напомнило мультик «Рапунцель: запутанная история»). Кора очень хочет нравится маме. Быть послушной. Это зависимость от мнения матери.
Я сама себя ловлю иногда на этом теперь, когда стала осознавать свое поведение. Может это было не так явно выражено раньше. Я ведь наоборот старалась изо всех сил показать, что мое мнение тоже важно и чтобы к нему прислушались. А еще да, перекладывание ответственности. И делать шаги очень страшно.
Девушки и женщины, в которых силен этот архетип, могут рассказывать чудесные истории, в которых сами и являются главными героинями. Помнится, как мы с одной подругой встречались, чтобы идти гулять (школьные годы) и каждый раз рассказывали друг другу забавные, приключенческие истории про выдуманных героев (хотя под ними подразумевали себя). А еще на этой стадии у женщин развито недоверие к мужчинам, они, конечно, выбирают себе спутника жизни, но ответить на вопрос, как был сделан выбор, она затрудняется. Еще они любят женские компании, собираются частенько. А иногда одна из подруг подменяет им маму.
Кроме того, Кора достаточно пассивна. Кора присутствует в каждой молодой девушке, когда она еще не осознает, кто она, своих сил и желаний. Кто-то проходит через эту стадию и выходит замуж, делает карьеру, а кто-то остается «девушкой» в течении жизни. Они могут быть не обязательны в том, что они делают. И все, что они делают не воспринимают, как что-то реальное.Они нерешительны в отношении своих желаний или будущей роли, когда «вырастут», в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.
У меня это проявлено очень хорошо, я не могу определиться, что мне делать, кем быть, какую работу исполнять. И эта позиция ожидания… ух!
Вот два аспекта Коры — нерешительность (пассивность) и зависимость. Они могут всплывать даже у тех, кто прошел стадию Коры.
Далее Кора становится невестой. Это переход от девичества к взрослой жизни. Так сказать «смерть» девичества. Жизнь меняется кардинально. У каждой Коры есть свой Аид. Это может быть какое-то обстоятельство или молодой человек и замужество с ним. Может еще что-то. Я вот читала, что у одного человека, в роли Аида выступила «клиническая смерть».
Подземный мир можно сравнить с внутренним наполнением человека, глубокими пластами души, там, где захоронены чувства, воспоминания, инстинкты, эмоции, архетипические образы. Так же это может быть внутренний мир фантазий, проживание жизни в прошлом (этакая зацикленность на прошлом), творческий мир. И вот «невеста» уходит туда. В этот внутренний мир. В нем можно прожить очень долго, годами, реально выполняя свои функции, как робот. Блуждания в подземном мире могут отражаться во снах, как блуждания по коридорам и лабиринтам, тоннелям и комнатам, где иногда можно встретить предметы обстановки или людей и животных.
Женщина-Персефона быстро может впадать в меланхолию и депрессию, погрузившись в себя, начинает испытывать одиночество, не находит выхода, как сообщить миру свое несогласие и ей кажется, что ее никто не поддерживает. Отсюда еще чувство вины и ненужности, неадекватности. Она ощущает себя жертвой.
Иногда архетип включается, когда женщина уже замужем, тогда она может косвенно или явно упрекать мужа и детей в том, что они «похитили» ее, оторвали от любимого дела, от работы.
Линда Леонард ( не переводившаяся прежде на русский язык), но — к счастью — цитируемая Калшедом, описывает критикующую мужскую фигуру в психической жизни «женщины-puella», то есть «женщины-девочки», обычно Коры в нашей классификации. Более того, она вспоминает именно этот сюжет:«Так же как у всякой Персефоны есть свой Гадес, похищающий ее и увлекающий под землю, так и в психике puella обитает болезненная манифестация авторитарной ригидной стороны маскулинности. Потенциально это мудрый старый мужчина, который стал больным и злобным из-за того, что его отвергли. С моей точки зрения, причиной этого отвержения является нарушение отношений с отцом в детстве, когда отец не проявил себя по отношению к дочери как преданный и ответственный человек».
Крайний случай такого поведения женщины — расщепление личностей, болезни психологического характера.
Что с этим делать, она не будет знать, пока не выйдет на стадию Персефоны — Царицы подземного мира.
На этой стадии женщина учится взаимодействию между мирами. Она налаживает отношения с мужем, с мамой, и может спокойно выходить из своего погружения. Она перемещается между эго-реальностью «действительного» мира и бессознательным
и может спокойно включить туда свою личность. Она, как царица Подземного мира, может быть проводником для других людей, которые «посещают» подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто «похищен» и теряет связь с действительностью. Этакий духовный учитель.
У нее также могут открыться паранормальные способности. Скорей всего они уже были у нее, в детстве или позже, но она могла закрыть их, испугавшись своей силы. Связано это с тем, что на архетип Персефоны наслаивается еще архетип Гекаты, спутницы Персефоны. Геката — богиня чародейства и ночных дорог — не боится сверхъестественного, чувствует себя под землей, как дома, и мудро понимает, когда она находится на опасном перекрестке и должна выйти на верный путь. Интуиция — еще одна способность женщины-Персефоны.
И вот получается, что женщины, заблудившиеся в себе и в мире фантазий, находят обратную дорогу и приходят в реальный мир. И если им это удалось, то приходят они с новой способностью «путешествовать» между этими мирами, они становятся оригинальными режиссерами, поэтессами и психотерапевтами. Они ведают свой путь в подземном царстве.
Женщина, находящаяся в фазе Персефоны-девушки, подобна Спящей Красавице или Белоснежке – не осознающей свою сексуальность, ожидающей принца, который придет разбудить ее. Многие «Персефоны» со временем сексуально пробуждаются. Они обнаруживают, что они – страстные женщины, испытывающие оргазм; это открытие положительно сказывается на их самоуважении. Прежде они всегда ощущали себя девочками, которые только притворяются взрослой женщиной.
Женщинам-Персефонам надо развивать свою восприимчивость в правильном русле. Первый шаг для этого — доброе отношение к себе, а не раздражительность, злость, критичность. Иногда в жизни наступают промежутки, когда женщина замирает, так вот это надо расценивать, не как леность, а как фазу из цикла «жизнь-смерть-жизнь», за «смертью» всегда следует обновление, новый виток творчества и активность, как весна приходит за зимой.
Надо доверять своей интуиции, своим снам, стараться разобраться в них. Чаще осознавать себя «здесь и сейчас», чтобы не заходить глубоко. Надо понимать свою ответственность в мире. Особенно, если дело касается семьи.
Став Царицей Подземного мира, женщина наконец находит себя в работе. Обычно она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.
Ну что же, есть надежда))
Юлия Журавлева