Коляда – Солнечное Рождество
И именно 22 декабря Солнце начинает подниматься вверх по эклиптике, начиная путь к весеннему равноденствию, когда оно пересечёт небесный экватор.
Солнцеворот – День Рождения Солнца
Солнцеворот — древнерусское название дня солнцестояния. Соответствовал моменту поворота Солнца на прибыль или на убыль дня. На Руси и во многих европейских странах день зимнего солнцеворота отмечался как праздник рождения солнца.
Едва ли не у всех европейских народов в этот день проходили сакральные мистерии: разыгрывался символический спектакль смерти и возрождения Солнца.
Свет побеждает Тьму. Пусть пока чудо незримо, но мы знаем, что оно произошло, и это – предвестник того великого чуда, чуда Преображения, которого ждёт наш мир: окончательной победы добра над злом, полного торжества Света.
И у славян, и у других народов Европы зимнее солнцестояние знаменовало начало новой жизни и обновление природы. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, мальчики состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами.
В это время древние славяне отмечали зимний многодневный праздник – святки. Он начинался в последние декабрьские дни и заканчивался в первых числах января (примерно с 25 декабря до 6 января). Святки сопровождались магическими обрядами, накануне Рождества пелись колядки, по деревням ходили ряженные, в каждом доме устраивались праздничные застолья, девушки гадали на суженых.
В XVI веке на Руси с днём зимнего солнцестояния был связан специальный обряд. К царю на поклон приходил звонарный староста Московского собора, который отвечал за бой часов. Он докладывал, что отныне солнце повернуло на лето, день прибавляется, а ночь сокращается. За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами.
В Европе дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвящённых зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы. Именно поэтому в разных странах праздник Рождества был наполнен старинными обрядами и народными поверьями.
К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд.
В ритуальной трапезе этого дня был обычай оставлять еду для умерших членов семьи. А если на Рождество счастливый человек войдёт в дом первым, то весь год счастье не покинет его стен.
В день зимнего солнцестояния в Шотландии был обычай запускать рождественское солнечное колесо – «Солнцеворот» – бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо – символ Солнца, спицы колеса напоминали лучи светила, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на свой солнечный прообраз.
За прошедшие тысячелетия духов и богов сменили другие пророки, на смену считающимся ныне языческим религиям пришли христианство и ислам, попытавшиеся приспособить свои праздники под верования новообращенной паствы.
Однако глубинный смысл праздников не изменился: боги по-прежнему рождаются зимой и воскрешают весной, чтобы после летнего солнцестояния потихоньку уйти во мрак, а потом возродиться снова.
Коляда – Солнечное Рождество
25 декабря наши предки праздновали Рождество Бога Коляды. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребёнка. Младенец – это диск Солнца, издревле называемый Коло.
КОЛЯДЫДАР можно посмотреть ЗДЕСЬ
Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волчонка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут её на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то её и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодежи» (А. Стрижев «Народный календарь»)
День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег.
Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся всё более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — весёлое, желанное божество.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Шорык Йол – традиционный новогодний праздник народа мари. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни.
Название Шорык Йол — «овечья нога» происходит от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.
В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов, чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба. В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод. Дёргание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец.
Гадания были связаны с предсказанием судьбы, благополучием хозяйства. По погоде судили о том, какими будут весна и лето. В каждом доме в честь праздника Шорыкйол и «хозяина» дома проводились семейные моления.
В первый день дворы обходили дети и девушки, они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец.
Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Василием и его старухой — Васли кува-кугыза – предвестники будущего. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали.
Сурхири
Сурхири чувашский праздник в середине зимы. Само слово сурхури тоже означает «овечья нога».
Это – праздник молодёжи, праздник парней и девушек, состоит из сплошных увеселений, шалостей и шуток. Само название праздника происходит от шуточного гадательного обряда.
Это «ловля овечьей ноги» (сурхури тытма). Юноши, девушки выходят из дому по очереди и идут в хлев. Там в темноте на ощупь ловят первую попавшуюся овцу, одной рукой держат её за ногу, а другой выщипывают у неё клок шерсти и приносят в избу. И потом гадают. Кто поймал ногу белой овцы, у того муж или жена будут светловолосыми. А кто поймал ногу чёрной овцы – тёмноволосыми.
Дунчжицзе
Дунчжицзе – китайский Праздник зимнего Солнцестояния. В древнем Китае считали, что с этого времени поднималась «мужская сила» природы, и начинался новый цикл. Поэтому день зимнего солнцестояния считался счастливым днём. Дунчжицзе – это праздник оптимизма и веры в весну.
В этот день императоры выезжали загород для совершения торжественных ритуалов жертвоприношения Небу, а простой народ приносил жертву предкам.
В некоторых регионах Северного Китая в день Зимнего солнцестояния едят суп с ушками, в других регионах – пельмени, потому что бытует такое поверье: отведав в этот день пельменей, человек может не бояться морозов.
Также из рисовой муки замешивают тесто, лепят из него фигурки черепах, поросят, коров, овец и других животных, символизирующих счастье.
Йоль
Древние скандинавы также праздновали Новый год на день зимнего солнцестояния 22 декабря. Йоль (Yule) – кельтский Праздник возрождения Солнца. Слово Йоль означает вращение, кручение, колесо, поворот.
Йоль отмечает точку в году, когда солнце возвращается, поэтому колдуны жгут свечи и костры, приглашая солнечный свет вернуться. В этот день принято оставлять включённым свет в доме или, по крайней мере, свечу на алтаре.
Украшается дом обязательно ветками вечнозелёных деревьев. Это символизирует вечность жизни, а также этой традиции приписывается защита обитателей дома.
Йольский непременный атрибут – священное Йольское Полено. Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Священное полено зажигается первым и часть праздничного ужина готовится либо на нём, либо после того, как оно сгорит.
Сейчас Йольское Полено – атрибут алтаря, его украшают свечами и празднуют Йоль в их свете. Но даже если Полено пылает в очаге, небольшой кусочек его сохранят всегда: это лучший оберег и защита всего дома на будущий год.
Главный атрибут праздника – это венок Йоля. Его делают из веток ели в форме круга. Это символ того, что всё в мире циклично: смерть и рождение. Венок означает, что всё в мире сменяет друг друга, что-то погибает, а что-то рождается.
Йоль – дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрождённый мир. Празднование Йоля напоминает людям о том, что каждый из нас так или иначе участвует во всех без исключения процессах, происходящих в мироздании.
Йолка
Вносить в дом на зимнее солнцестояние вечнозелёные деревья и украшать их начали ещё римляне. Есть версия, что ёлка, украшенная яблоками и орехами, символизирует «райское дерево» (хотя в раннем христианстве, обычай внесения и украшения дерева, мягко говоря, не поощрялся, и даже запрещался в Европе, но впоследствии был принят).
Такое дерево также символизирует жизнь и выживание, особенно в холодном климате, когда все другие деревья стоят голые и сонные, оно символизирует плодородие и бессмертие. Другие символы зимних праздников – омела, которая не только сохраняет зимой зелёные листья, но и растёт, не касаясь земли, и падуб (остролист), плющ. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела – белыми.
Украсить Йолочку можно коричными палочками и сушёными цветами (например, розами), можно клюквой и сушёными початками кукурузы, мешочками с ароматными травами, яблоками, орехами, апельсинами, лимонами.
Тут пригодятся старые советские ёлочные игрушки в виде плодов, фруктов и овощей, орехов и желудей. Виккане вешают на Йолочку письма со своими желаниями.
Мишура и игрушки также можно соотнести с образами луны, солнца и звёзд небесных. «Дождик» – как символ дождя – будет символом плодородия. Уместны будут и шишки и жёлуди (символы дуба).
Блестящие стеклянные шарики в период зимнего Солнцестояния улавливают свет новорождённого солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца.
Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то мягкий, тёплый свет свечей или чистый белый свет возрождённого зимнего солнца.
А ещё читала, что ёлочка служит своеобразной антенной для наших желаний – не зря же у неё такая устремлённая в небо треугольная форма :) Поэтому украшать её нужно обязательно в приподнятом счастливом настроении, а вешая новые шары, – можно загадывать новые желания на грядущий год
Кроме того, каждое украшение на Йолке раньше имело свой смысл: орехи в золотой фольге – к плодовитости и изобилию, мандарины – к счастью и радости, свечки – к жизни и теплу, любви и страсти. Поэтому украшая свою красавицу, обязательно делайте это осмысленно, как и выбирайте цвета для дождика и мишуры.
Подумайте, помечтайте – чего Вы хотите в Новом Году? – и разместите на Йолочке символ своего желания. Она обязательно доставит его в Небесную Канцелярию самым волшебным и чудесным образом
Чистого Счастья Вам, ясной Любви, нежно-радостной Зимы и всего самого-самого Светлого!
Автор: Полина Солнечная