Кошмарные сны - враги или союзники
Статья Ирины Зингерман была опубликована в журнале «Ваша Светлость» в 2007 году.
Существует множество различных подходов в работе со сновидениями. С древних времен, в различных культурах и цивилизациях жрецы и пророки всегда обращались за помощью к снам, возводили храмы для сновидческих ритуалов, считали сновидения мыслями Богов. Именно с работы со сновидениями в 19 веке начала формироваться и становиться психология, как будущая научная дисциплина.
Сегодня в книжных магазинах можно увидеть массу различной литературы, предлагающей различные подходы к трактовке и пониманию снов. Как же купить ту самую книгу, выбрать то самое направление, которое и окажется именно для вас работающим и дающим понимание загадочного калейдоскопа ночных видений? Ответ будет одновременно предельно прост и возможно сложен: «В любом выборе важен чувственный подход».
Если в вашем арсенале метанавыков есть чувственное отношение к взаимодействию с собой и окружающем миром, то любой выбор окажется верным. Один из индийских архатов говорил, что: «Когда я слушал голос своего сердца — я ошибался, но когда я слушал голос своего ума — я ошибался всегда».
Если в выборе методов саморазвития и познания ориентироваться на чувственный выбор, то ошибки возможны, но их количество и качество будет намного меньше, чем если мы выбираем, полагаясь только на рациональное восприятие. Особенно это относиться к выбору методов работы со сновидениями. В классической психологии традиционно считается, что сны находятся в области бессознательного, те есть заличностного.
Однако, признавая это, большинство подходов предлагают методы работы исходя из восприятия сознания «дневной реальности», пытаясь объяснить подводную часть айсберга сновидений, видя только ее видимую вершину в виде различных образов, которые и составляют то, что мы привычно называем снами.
Глубинный же смысл снов, подводная часть находится в чувственной сфере, в эмоциях и ощущениях, которые испытывает сновидец переживая видения различных образов. Именно такой подход предлагается в интегративной психологии — современном направлении, объединяющем древние знания духовных школ и традиций с современной наукой.
Одна из главных составляющих это подхода состоит в том, что смысл сновидения не трактуется на основании интерпретации образов, а раскрывается из осознавания и проживания чувств и эмоций, находящихся за образами, которые переживает сновидец во время сна либо вспоминая о нем. Именно в чувствах и эмоциях будет заключен более глубинный и значимый смысл, чем просто в образах. Например, представим, что сидящие в круге двадцать человек представили бы в его центре распустившийся куст сирени, а затем стали бы рассказывать о том, какой он, что они чувствуют, визуализируя его, какие воспоминания у них вплывают, и что дальше с этим кустом может произойти, то это было бы двадцать различных историй. Хотя инструкция представить куст сирени для всех звучала одинаково.
Причина различных историй была бы в различном жизненном опыте и мировоззрении участников, а так же в различном эмоциональном состоянии на момент эксперимента. Так же и со сновидениями — какой бы образ вам не приснился, толковать его только по сонникам будет не совсем корректно, если не учитывать его эмоциональной составляющей. При этом чем выше эмоциональные переживания во сне либо сразу после пробуждения, тем важнее послание этого сна. Самые эмоциональные сны содержат самые важные для жизни сновидца предупреждения и разъяснения. И одной из таких разновидностей сновидений, содержащих высокий уровень эмоциональности, конечно, являются сны, которые обычно принято называть «ночными кошмарами».
Обычно, в нашей культуре массово потерявшей связь с сновидениями, подобные сны учат поскорее забыть. Вспомните ваших бабушек и мам, которые на рассказ о чем-то напугавшем вас ночью говорили, что это просто сон и его стоит поскорее забыть. Большинство из нас именно этому и учат в детстве. И так мы постепенно учимся забывать ночные путешествия и не придавать им значения. Так мы учимся переставать слышать и чувствовать самих себя. Так как именно в сновидениях, которые намного ближе к нашей душе и духу, чем привычное рациональное восприятие мира и находится то самое истинное и настоящее, что дает радость и гармонию жизни. В мире снов находится именно то, что многие из нас теряют в детстве, а затем либо так и не обретают вновь, либо отправляются на поиски на различные психологические семинары или в различные духовные школы. Хотя ответ всегда рядом, всегда внутри каждого. И один из самых простых путей, как вновь обрести себя истинного, услышать ответы на беспокоящие вопросы и понять о прошлом и будущем — это раскрыть послания собственных снов.
Итак, одна из причин, почему многие не помнят своих снов, либо им трудно почувствовать какие эмоции вызывают те или иные образы просто в том, что нас так научили с детства. Научили обесценивать примерно половину своей жизни, которая проходит во сне, а вторую половину жизни научили больше обдумывать, чем чувствовать. К счастью, этому легко переучиться. И «кошмарные сны» как раз могут помочь в подобной трансформации. Пишу «кошмарные сны» в кавычках, так очень скоро вы сможете убедиться, что подобные сны вовсе не то, чего стоит бояться, а скорее то, что стоит радостно и благодарностью встречать!
Итак, если первая составляющая интегративного подхода заключается в чувственной работе со сновидениями, то вторая будет в том, что абсолютно любой образ сна является проявлением сознания сновидца. Чтобы Вы не видели во сне — гору, море, человека, машину и т.д. все эти образы моделируются вашим сознанием исходя из эмоционально-энергетического состояния человека и его жизненного опыта. В современной квантовой физике есть много теорий доказывающих, что все что мы видим как в дневной реальности, так и в сновидческой является просто отражением вовне различных внутренних состояний, имеющих один источник. При этом проявления могут быть безгранично разнообразны по форме. Описание подобных современных теорий можно встретить и в древних текстах Ваджраяны и в знаменитом сборнике текстов буддийской метафизики Абхидхармекоше, откуда этот подход и взят представителями интегративного направления. Одним из них является Арнольд Минделл, квантовый физик и юнгианский психоаналитик, основатель процессуально-ориентированного подхода, в котором особое внимание уделяется работе со сновидениями, методы и форма работы которого будут приведены ниже.
Итак, теперь у нас уже есть две составляющие, вооружившись которыми нам будет намного легче справиться с любым ночным Фредди Крюгером. Зная, что глубинный смысл сна в эмоциях, а все образы это продукт собственного ума и ничего более, первое, что стоит сделать, работая с воспоминанием о кошмарном сне — это позволить себе вспомнить подобный сон и заново детально пережить ситуацию, вызывающую страх. Осознайте, чего вы боитесь больше всего в ситуации сна. Что это? Наказание, угроза жизни, смерть… И наблюдая, как все ваше тело сжимается и боится, постарайтесь перенести свои ощущения на повседневную жизнь. Есть ли что-то в вашей жизни, где вы, возможно, испытываете либо испытывали похожий страх или переживания. Скорее всего, сон будет связан именно с этой ситуацией. Если подобное отзеркаливание эмоций из ночного сна на привычную реальность получается, то уже только это дает вам осознавание, с какой частью жизни связанно послание сновидения. Если подобная связь сразу не проявляется, то будьте внимательны во время последующей работы, подобная взаимосвязь обязательно проявиться.
Следующий шаг работы издавна известен и даже стал народной мудростью: «Посмотри своему страху в глаза». Да, надо повернуться к тому чего боишься или позволить произойти самому страшному, возможно именно тому, от чего Вы просыпались. В случае с Фредди Крюгером или каким-либо монстром стоит перестать от него бежать (прятаться), повернуться к нему лицом и спросить: «Что ты хочешь?» и, конечно же, услышать в ответ: «Хочу тебя убить!». Вот тут-то вам и пригодится памятование о том, что все персонажи сна являются проявлением нашего собственного ума, а также применение методов работы со сновидениями процессуально-ориентированного подхода.
Используя все свое творческое воображение, представьте себя на месте Фредди Крюгера или преследующего монстра. Станьте им, почувствуйте себя им, и поймите, за что он так злится на вас (в данный момент на человека, которого он хочет убить). Представьте, о чем мог бы быть ваш разговор? Например:
— Я хочу тебя убить!
— За что?! Что я такого сделал? Я чувствую себя маленьким и беззащитным!
— Ты плохой! Тебя надо убить!
— Но что я сделал!
— Ты сделал мне больно!
— Когда?
— Когда сказал, что я плохой отец…
Этот диалог был разыгран одним из сновидцев на семинаре по работе со сновидениями. Произнеся эту фразу, мужчина замер в оцепенении от того, что он сам спонтанно произнес, увлекшись игрой и диалогом, и от осознавания подводной составляющей собственного сна. Когда он снова начал говорить, то рассказал группе, что действительно давно винил себя, что не уделяет должного внимания детям, с которыми он не живет вместе. А чувство вины усиливается еще и тем, что он сам рос без отца и не хотел бы подобной судьбы своим сыновьям. Рассказывая это, сновидец одновременно прочувствовал, что тот жуткий монстр, который гнался за ним во сне и пытался его растерзать и есть его собственное чувство вины и желание наказать себя за то, что считал себя плохим отцом.
Итак, осознав, что же скрывается за образом монстра, можно утончаться и идти на более глубинные и сущностные уровни раскрытия послания сновидения. В вышеприведенном случае я предложила сновидцу еще на какое-то время побыть ночным монстром, подвигаться как он, порычать на окружающих, попробовать их попугать. С удовольствием вернувшись в эту роль, через очень короткое время проживания состояния монстра, сновидец неожиданно сказал, что на самом деле он совсем не злой и не хочет никого пугать, а на оборот, хотел бы с кем-нибудь поиграть. А рычит он так потому, что его бояться из-за того, что он очень большой и не играют с ним. Осознав это, он встал на четвереньки и тем самым уменьшившись, стал заигрывать с другими участниками семинара, вовлекая их в веселую потасовку, которая завершилось веселой «детской» возней в центре зала. Все были довольны и радостны.
Позже, анализируя эту работу, сновидец вспомнил, что ранее ему снились игры с его детьми и какими-то зверями, как будто в зоопарке, но каждый раз что-то случалось, и завершить игру не получалась. В повседневной реальности отношения у сновидца с детьми не особенно складывались. Общение обычно проходило формально и напряженно. По словам самого хозяина сновидения, он был с ними слишком «большим» и взрослым. Сновидение, кроме того, что указывало на одну из наиболее важных проблем в жизни мужчины, давало подсказку, каким образом можно наладить контакт с детьми. В самом сновидении было состояние игры, телесности и радости. Это и было более глубинным посланием сновидения, разрешением затянувшейся проблемной ситуации. Именно привнеся в жизнь предлагаемый сновидением стиль отношений с детьми, сновидец постепенно изменил атмосферу и ситуацию в общении с ними.
А вот другой пример работы с долгосрочным кошмаром, с которым работала одна из участниц семинара. Как-то она вскользь, обозначая темы будущей работы, упомянула о том, что как во сне, так и повседневной жизни основным и достаточно давно тянущимся кошмаром для нее являются пауки и всякие ползающие насекомые. Причем для нее это действительно ужасно и практически невыносимо. И вот на одной из встреч, завершая работу с одним из своих сновидений, довольная результатом и возникшим пониманием послания сна, она сказала, что полученная информация для нее так значима, что она чувствует, что как будто у нее в голове все прочищается. Я попросила ее направить внимание на это ощущение и дать ему развернуться. Через несколько секунд женщина была в ужасе от того, что ощущение «промывания мозгов» превратилось в ее самый большой страх — по голове как будто бегало множество маленьких муравьев! Однако, несмотря на весь ужас от этого переживания, она решила на этот раз с этим разобраться, к тому же у нее уже был опыт проживания того, что все образы снов являются продуктом собственного сознания.
Обычно, как только пауки или другие насекомые появлялись в сновидении, женщина в ужасе просыпалась. Теперь же, осознанно работая с подобным переживанием, сновидящая решила не мешать муравьям делать то, что они хотят, и просто стала наблюдать, как развернется визуализация ее «дневного сновидения». Хотя ей это было не просто, так как все ее тело сжималось от отвращения и страха.
Предоставив возможность процессу визуализации разворачиваться на его собственное усмотрение, через некоторое время сновидящая сообщила, что муравьи очень быстро построили муравейник и это у нее вызывает чувство ужаса. При этом самое ужасное то, что его очень легко разрушить. Например, если подует сильный ветер или проедет машина, то он будет разрушен. Я предложила ей именно это и представить — пусть произойдет самое ужасное. Пусть муравейник будет разрушен! Сновидящая согласилась позволить этому произойти. И по мере того, как она во внутренней визуализации представляла разрушение муравейника, я могла наблюдать за тем, как ее тело постепенно расслаблялось, а дыхание становилось все более спокойным. Завершив визуализацию и открыв глаза, женщина с удивлением сказала, что оказывается, у муравейника очень гибкая структура. Если ему что-либо угрожает, то муравьи очень быстро его покидают, а если он разрушается, то так же быстро отстраивают новый. И в этом нет ничего страшного!
Перенеся это переживание на свою повседневную жизнь, женщина сказала, что обычно она придерживается очень жесткой структуры, которая внешне может выглядеть как железобетонная цилиндрообразная конструкция. И эта жесткая структура как раз и разрушается при любых серьезных жизненных передрягах. Образ же муравейника предлагал ей стать более живой, подвижной и мобильной. Подобный стиль жизни давно ей импонировал, и она его желала, но что-либо изменить было страшно и опасно. Понимая это, сновидящая все еще продолжала испытывать страх и отвращение перед муравьями. Тогда мы решили продолжать работу и следующим шагом было перевоплощение в образ муравья. Для усиления процесса и более точных ощущений, я попросила женщину осознать, что самое страшное в для нее в образе муравья?
Самым страшным оказалось то, что у муравья много лапок, которыми он быстро перебирает по земле. Наверное, Вы уже догадываетесь, что сновидящая стала делать дальше. Перевоплотившись в муравья и быстро перебирая кончиками пальцев по полу, как будто это были муравьиные лапки, она почувствовала себя целым роем муравьев, быстро преодолевающим любые препятствия на пути и при этом практически не затрачивая энергию и не уставая, так как по ее словам, муравьи чувствовали контакт с замлей и могли огибать любые преграды. Своими лапками они все чувствовали и жили исходя из ощущений. Моментально пришло осознавание, что кроме мобильности и гибкости в жизни, которую предлагал образ муравейника, образ самих муравьев еще предлагал и чувственное отношение к себе и жизни! А по словам самой хозяйки процесса, с этим у нее были трудности, так как ее привычная железобетонная структура вообще не особенно предназначена для чувствования чего-либо.
Однако эти осознавания еще не были завершением работы. Сновидящая так весело постукивала кончиками пальцев, имитируя целый поток муравишек, что этот ритм постепенно стал усиливаться и превратился в поток ручья, который также легко и непринужденно огибал любые преграды. При этом он нес жизнь и силу. В нем была естественная природная гибкая сила, которая и предлагала сновидящей подобный стиль жизни взамен предыдущему. Став этим потоком и ощутив в себе всю глубину и бесконечность этой гибкой силы, женщина получила доступ к собственным глубинным ресурсам и жизненной мудрости, просто следуя путем сновидения.
Красивая теория, которую можно прочитать в различной литературе про внутреннюю силу, гибкость, текучесть и гармонию стали для нее реальным переживанием через самый большой кошмар жизни.
То же самое можете сделать и вы, просто следуя по следующим шагам упражнения.
Шаг первый. Расслабьтесь, используя любые знакомые Вам методы, главное, чтобы они сработали. Я обычно предлагаю почувствовать свое дыхание и то, как вы дышите. Сконцентрируйте внимание на дыхании. Чувствуйте каждый вдох и выдох. Затуманьте сознание, как будто засыпаете.
Шаг второй. Просмотрите и проживите кошмарный сон заново. Обращайте внимание на чувства и эмоции.
Шаг третий. Посмотрите своему страху в глаза. Осознайте, чего вы боитесь больше всего. Идите в самое страшное! Позвольте себе стать образом собственного страха либо не препятствуйте тому, чтобы произошло самое ужасное.
Шаг четвертый. Позвольте образам самим делать то, что они хотят, а истории рассказывать самой про себя. Не мешайте и не контролируйте. Пусть само все происходит. Даже самое невозможное и ужасное. Просто наблюдайте и осознавайте, как это связанно с вашей повседневной жизнью.
Шаг пятый. Осознайте, какой стиль жизни предлагает вам образ или история кошмарного сна. Как может измениться ваша жизнь, если вы привнесете это послание или состояние в свою привычную жизнь. Хотите ли вы, чтобы это состояние стало одним из базовых состояний в вашей жизни? Что может помочь, а что помешать подобному объединению послания сновидения со стилем жизни. Каким образом кошмарный сон может стать вашим союзником?
И в завершение приведу еще одну историю работы с ночной страшилкой из собственного опыта. Это было достаточно давно, когда я только начинала вести семинары. Сон был осознанный (когда во сне понимаешь, что спишь и на свое усмотрение можешь стать режиссером сновидения). Тогда в моем уме было достаточно много чужих и красивых концепций и теорий, как и какой надо быть. И вот в одну из ночей я увидела следующее:
«Я гуляла где-то в холмистой местности, поросшей травой и деревьями. Красивые виды, ясное небо. Вдруг где-то за холмом я слышу жуткий звериный рык и в следующее мгновение уже вижу как огромный мохнатый медведь, похожий на снежного человека на двух лапах бежит ко мне с явно недружескими намерениями. Испугавшись, я начинаю от него убегать, понимая, что шансов спастись совсем мало. И тут я осознаю, что это сон, и я сплю. А медведь это образ моего ума, некая моя часть, которая почему-то на меня очень разозлилась. Осознав это, я поворачиваюсь к медведю и смотрю на него. Он огромный, коричневый, лохматый и от того, что он стоит на задний лапах, он кажется еще больше. Пока я разглядываю медведя, страх уходит. Вместо него появляется осознание, что я не принимаю в себе эту в чем-то неуклюжую, мужскую, природную и звериную силу. Стараясь искусственно придерживаться только утонченно-женственного образа и стиля поведения, я придаю и вытесняю свою другую силу. Как и многое во снах, это осознавание происходит очень быстро, почти мгновенно. И видя это в моих глазах, зверь опускается на землю, нежно берет меня передними лапами, и высоко подняв их над головой, начинает бежать по холмам и радостно подпрыгивать, показывая мне всю красоту дикой местности. У меня захватывает дух от восторга, радости и ощущения силы… Я просыпаюсь.»
С тех пор этот огромный медведь стал моим помощником и союзником, с которым я до сих пор люблю носиться по холмам и лесам, не стесняясь его грациозной неуклюжести, лохматости и звериной силы.
Статья канд.псих.наук — Ирины Зингерман
источник