tochkakomforta tochkakomforta Творчество 0

ВНЕ ВРЕМЕНИ И ВНЕ ПРОСТРАНСТВА

Немного о Фаусте, о человеческих достоинствах и пороках, и совсем чуть-чуть о празднике жизни.

Посещение Оперы "ФАУСТ" Гуно заставило меня вновь обратиться к мыслям и духу бессмертного произведения Гете и даже перечитать его после многолетнего перерыва. Интересно, что сейчас "Фауст" в Киевской Национальной Опере идет в совершенно новой постановке, осуществленной совместно с Итальянским центром культуры в Украине. Режиссером-постановщиком спектакля выступил итальянец Марио Корради.

Когда мы пролистали приобретенную перед спектаклем программку, были немало удивлены, что на фотографиях сцен из Оперы все герои - в современных костюмах. Первая мысль была, что это фотографии с репетиции, но при ближайшем рассмотрении оказалось что вовсе нет, и все снимки сделаны во время спектакля. Появилось
предубеждение, что придется привыкать к современному прочтению готического сюжета. Однако начался спектакль и сразу стало понятно, что привыкать не придется - настолько гармонично то, что происходит на
сцене. Вместо средневековой алхимической лаборатории у Фауста вполне современная - в стиле хай-тек. Мефистофель облачен в современный костюм - с иголочки. Очень интересные декорации: неизменный стальной круг посреди сцены с блестящими хромированными перилами, по которому движутся все герои, включая Хор, и только задник за кругом меняется. Словно лишнее напоминание зрителям о том, что все в этом мире движется по кругу.

Режиссер-постановщик спектакля Марио Корради объяснил, почему на сцене Киевской Оперы он осуществил именно такую сценографию:
"Я обратился к современному прочтению мифа, хотя обычно обращаются к библейским, историческим и мифологическим сюжетам в антураже и костюмах
Ренесанса. Но Фауст - это прежде всего современник во все времена и эпохи. "Фауст" - это, безусловно, "готическое" повествование, но прежде всего - это размышления о человеке вне времени и вне пространства."

В очередной раз читая "Фауст", обратила внимание, что все глубокие мысли Гете в основном вкладывает в уста Мефистофеля, персонажа сказочного, действующего по определенной и вполне предсказуемой схеме.
Однако и Фауст порой высказывается так емко, что хочется немедленно его процитировать:

"И вижу все ж, что не дано нам знанья.
Изныла грудь от жгучего страданья!
Пусть я разумней всех глупцов
- Писак, попов, магистров, докторов, -
Пусть не страдаю от пустных сомнений,
Пусть не боюсь чертей и привидений,
Пусть в самый ад спуститься я готов, -
Зато я радостей не знаю,
Напрасно истины ищу,
Зато, когда людей учу,
Их научить, исправить - не мечтаю!"

Или вот еще:

"Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, о чем не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия,все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих, чтоб истина лилась,
А не набор речей случайных"

Или:

"Кто хочет правым быть и языком владеет,
Тот правым быть всегда сумеет.
Итак, скорей! Что толку в болтовне?"

Фауст о Боге:

"Он, вседержитель
И всехранитель,
Не обнимает ли весь мир - Тебя, меня, себя?
Не высится ль над нами свод небесный?
Не твердая ль под нами здесь земля?
Не всходят ли, приветливо мерцая,
Над нами звезды вечные? А мы
Не смотрим ли друг другу в очи,
И не теснится ль это все
Тебе и в ум, и в сердце?
И не царит ли в вечной тайне
И зримо и незримо вкруг тебя?
Наполни же все сердце чувством
И, если в нем ты счастье ощутишь,
Зови его как хочешь
Любовь, блаженство, сердце, бог!
Нет имени ему! Все - в чувстве!
А имя - только дым и звук,
Туман, который застилает небосвод."

Вашему вниманию замечательный диалог:
Фауст
"Что ж значу я, коль не достигну цели,
Венца, к которому стремится род людской,
К которому и сам стремлюсь я всей душой?"
Мефистофель
"Ты значишь то,что ты на самом деле,
Надень парик с мильйонами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь все таким, каков ты в самом деле"

Мефистофель, вскрывающий людские пороки, в частности пороки самого Фауста:
"О, муж святой, ужель вы всех других честней
Хотите быть? Ужель ни разу не давали
Свидетельств ложных в жизни вы своей?
О Боге, о земле, о том, что скрыто в ней,
О том, что в голове и в сердце у людей
Таится, вы давно ль преважно толковали
С душою дерзкою, с бессовестным челом?"

И даже клятва, данная Фаустом Мефистофелю проникнута мыслью никогда, ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению довольством и покоем:
"Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
Я упаду, тогда настал мой срок!
Когда ты льстишь мне живо станешь,
И буду я собой доволен сам,
Восторгом чувственным когда меня обманешь,
Тогда - конец!"

Двузначность и многоликость Мефистофеля... Противоречивость и вечные поиски Фауста... И все для того, чтобы однажды в самом конце жизни Фауст мог прийти к простому выводу:
"... Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь только тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!"

Кто-то может сказать, что и этот вывод Фауста ложный, ведь нельзя постоянно находиться в состоянии войны. Наверное, нельзя... Но это если принимать слова Фауста буквально. Думаю, Гете имел в виду, что бой за жизнь и свободу - это вовсе не означает бороться с ветряными мельницами, подобно герою романа Сервантеса. Это значит жить, не довольствуясь покоем, постоянно, каждый день, каждую минуту, каждое мгновение развиваться, учиться, постигать новое, совершенствоваться.

Далее: http://www.tochka-komforta.in.ua/shkola-schastya/articles/vne-vremeni-i-vne-prostranstva.html

Поделиться: